ПУБЛИКАЦИИ
НВ.Бизнес: По опыту 2008-го. Три ошибки предпринимателя в кризис
Меняйтесь или закройтесь.
Сейчас, а не через три месяца с личными долгами
Опубликовано в Новое Время.Бизнес
Во время кризиса 2008 года рекламный рынок рухнул на 70% и моё агентство обанкротилось. Пришлось увольнять в один день людей, у которых были маленькие дети. Я помню их взгляды. И помню, что ничего не мог поделать. Те события сломали меня как предпринимателя на десятилетие.

Все эти годы я возвращался в 2008-ой и находил все новые и новые свои ошибки. И сейчас самое время рассказать о них тем, кто оказался в похожей ситуации.

1. Посчитайте деньги

До кризиса я не считал денег вообще, рынок рос и мы вместе с ним. Я не знал, что такое P&L, CF и баланс. То есть я даже не знал, что такие отчеты существуют. Если вы не относитесь серьезно к финансам, просто закройтесь сегодня и у вас будет меньше личных долгов через 3 месяца, когда вы все равно закроетесь. Не спорьте, начнёте свой бизнес после кризиса. Сейчас — закройтесь.

2. Договоритесь с партнерами

Во время кризиса я решил разойтись с партнерами, пользуясь своей мажоритарной долей, я сделал им «предложение»: или забирайте мою долю с долгами или отдавайте мне свои доли с долгами. Они были шокированы и разочарованы. С моей стороны это было чистой воды предательство. То, что построили вместе, не будет плыть дальше, если вы разойдетесь прямо во время шторма. Так случилось и с нашим бизнесом. Лодка с «супер» капитаном, только без весел и парусов успешно затонула.

3. Перестаньте делать то, что делали

Я продолжал делать вывески, клеить рекламу на маршрутки и печатать визитки шелкотрафаретом. После того, как уволил 70% сотрудников, часть этой работы я делал своими руками. До сих пор помню, как ночью в декабре мыл шваброй борта желтого Богдана с рекламой Alokozay, чтобы сфотографировать и отправить фотоотчет в Киев. Ледяная вода, синие замерзшие руки. Чувствовал себя героем, идиот.

Посмотрите вокруг. Тысячи компаний оказались в кризисе и сейчас пытаются найти из него выход. Выход — это то, на чем можно заработать в кризис. В 2008 выходом стал интернет. Компании массово начали делать веб-сайты, размещать рекламу в Google. И я видел своими глазами, как те, кто перепрофилировался, достигли успеха.

Что я считаю выходом сейчас? Куда будут смотреть украинские компании? Как на этом заработать? Ответ — глобальный рынок, глобальные маркетплейсы. Amazon, Ebay, Aliexpress.

Локальный рынок схлопнется, конкуренция вырастет, цены упадут. Украинские компании устремят свои взгляды вовне, потому что здесь станет совсем грустно. Подумайте над тем, как заработать на «выходе из кризиса» и заработайте. Еще раз. Не выходите из кризиса, а заработайте на тех, кто хочет из него выйти.

Made on
Tilda